(15217 человек)

Мобильная связь в России

04 Сентября 2013
 

Сотовая связь пришла в Россию ещё до распада СССР. Первопроходцем стала компания «Дельта Телеком», в 1991 году начавшая работу в аналоговом стандарте NMT-450i. Позволить себе звонок по сотовому телефону могли только весьма обеспеченные люди, ведь стоимость телефона (Mobira MD 59 NB2 от Nokia) превышала $2000, а вес аппарата достигал 3 кг. Да и одна минута разговоров стоила недёшево: примерно 1 у.е. Считается, что официально первым услугой сотовой связи воспользовался мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, позвонивший своему коллеге из Сиэтла.

За 22 года в России успело появиться и пропасть множество компаний сотовой связи, использовавших разнообразные стандарты, частоты и бизнес-модели. Пионеры рынка («Дельта Телеком», «Московская Сотовая связь», «Сонет», «Корбина») ориентировались исключительно на представителей бизнеса, предлагая им безлимитную связь по громоздким аппаратам за большие деньги.

Как правило, активнее всего продвигался именно голосовой трафик. Про SMS, информационно-развлекательные сервисы и скоростную передачу данных никто даже не задумывался. Для этого не было ни ресурсов, ни желания развивать рынок мобильной связи в России.



НАЧАЛО НУЛЕВЫХ: БУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЫНКА

 

Коренным образом ситуация изменилась осенью 1999 года. Компания «Вымпелком» выпустила на рынок пакет услуг «Би+», ориентированный в первую очередь на абонентов с невысокими и средними доходами. Именно такой подход спровоцировал бурный рост интереса к мобильной связи. Тогда же появились и карты экспресс-оплаты, которые до сих пор продают многие операторы сотовой связи.

Говоря об удобстве мобильной связи, необходимо упомянуть, что лишь в 1998-99 годах в GSM-сетях стал действовать привычный нам общероссийский автоматический роуминг. До того времени абонентам приходилось покупать SIM-карты в каждом городе, где они находились. Примерно в это же время стала вводиться посекундная тарификация разговоров, позволяющая абонентам сэкономить до 20% от суммы ежемесячного платежа. Это было связано с тем, что большинство разговоров длились не более минуты.

К началу 2000-х сотовая связь стала настолько привычной и совершенной, что операторы мобильной связи (МТС и «Вымпелком») начали создавать собственные WAP-сервисы, с помощью которых абоненты загружали текстовые и другие данные со специальных WAP-сайтов, размещённых в интернете. В 2001 году появилась альтернатива и от компании «МегаФон» — проекта, который был создан на базе нескольких региональных операторов сотовой связи.

Между этими тремя брендами развернулась нешуточная борьба. Компании активно работали с регионами, продвигая свои услуги как рядовым пользователям, так и корпоративным клиентам. Нещадный демпинг, «особые условия» и другие методы борьбы за абонентов активно внедрялись специалистами пиар-отделов. Позднее к этой борьбе подключились «Скайлинк» и «Ростелеком». Как же выглядит ситуация на рынке сегодня?

НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ ОПЕРАТОРЫ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ В РОССИИ

 

Компания Абонентов на 30 июня 2013 года
МТС 71 687 898
МегаФон 64 072 887
ВымпелКом 57 097 753
Tele2 Россия 23 236 000
Ростелеком 13 768 000
МОТИВ 2 382 794
СМАРТС 1 829 018




МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ МТС - СТАВКА НА МОЛОДЫХ АБОНЕНТОВ

 



Парадоксально, но факт — на логотипе МТС изображено вовсе не яйцо, а эллипсоид. Хотя эти нюансы не слишком волнуют абонентов. Привлекательные цены, ориентация на удовлетворение потребностей молодёжи и удачный фирменный стиль делают мобильную связь МТС востребованной на рынке.

СОТОВАЯ СВЯЗЬ «МЕГАФОН» - ЛИДЕР ПО ЗОНЕ ПОКРЫТИЯ

 



«МегаФон» является самым молодым оператором в составе «большой тройки». Но это никоим образом не мешает ему успешно конкурировать с другими компаниями. Доступные широкой аудитории тарифы от «МегаФона» вкупе с активным использованием новых технологий способствуют росту абонентской базы. Стоит отметить и высокое качество сотовой связи «МегаФон» и обширную зону покрытия в МО и регионах страны.


«БИЛАЙН» — МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ + МАРКЕТИНГ

 



Свыше 50 млн. абонентов — это очень внушительная цифра. Раннее появление на российском рынке, постоянные инвестиции в новые технологии, хороший маркетинг и разнообразие тарифов «Билайн» позволили компании добиться впечатляющих результатов. Также росту абонентской базы способствовал удачный ребрендинг. Во многом благодаря ему логотип «Билайн» и мобильная связь стали чуть ли не синонимами.


«РОСТЕЛЕКОМ» — МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ ОГРАНИЧЕННОГО ДИАПАЗОНА

 

Компания «Ростелеком» является безусловным лидеров на российском рынке стационарной связи и интернет-коммуникаций. А вот сотовая связь «Ростелеком» большой популярностью не пользуется. Компания пытается продвигать CDMA-телефоны, но результаты пока весьма скромные. Хотя предлагаемая «Ростелекомом» мобильная связь демонстрирует неплохое качество соединения.



СИТУАЦИЯ ЗА РУБЕЖОМ

 

В Европе конкуренция между мобильными операторами значительно жёстче. Поэтому стоимость связи там ниже, а качество услуг — несравнимо выше. За абонентов идут настоящие маркетинговые войны, что благоприятно сказывается на общем уровне услуг.

Тем не менее, пальма первенства принадлежит США. На территории страны работает свыше 100 операторов мобильной связи. Колоссальная цифра. Неудивительно, что многие операторы в борьбе за клиентов начинают придумывать новые способы продвижения своих товаров и услуг.

Например, продажа телефона с контрактом. Телефон, стоящий порядка $500 в России, в США может продаваться за $49-$99 с обязательным контрактом на один-два года. Абонент получает телефон практически даром, оплачивая лишь мобильную связь. Это очень удачное решение, выгодное обеим сторонам.



НАМ ЕСТЬ, КУДА РАСТИ

 

Несмотря на то, что операторы мобильной связи в России расширяют выбор тарифных планов и увеличивают число доступных дополнительных услуг, мы серьёзно отстаём от других развитых стран в сфере мобильной связи. Сравнительно высокие цены, не всегда достойное качество связи, неполный охват территории, только начинающий развиваться рынок мобильных приложений — вот лишь малая часть существующих проблем. В то же время, скорость развития рынка не может не радовать. Очевидно, что в ближайшее время ситуация будет меняться к лучшему.

И пусть мобильная связь в России будет одной из лучших!

 
comments powered by Disqus